13.09.2021

Малый бизнес и новая система специальных режимов налогообложения

У нас найдете важные данные по теме: "Малый бизнес и новая система специальных режимов налогообложения" от профессионалов для людей. Если возникнут вопросы, то можно бес стеснения их задавать дежурному консультанту.

Малый бизнес и новая система специальных режимов налогообложения

Специальные налоговые режимы — это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах. В статье представлена краткая характеристика режимов в сводной таблице.

Специальные налоговые режимы 2018 года объединяют 5 основных спецрежимов, их список пока не изменился, хотя в ближайшее время он может пополниться так называемым налогом для самозанятых. Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения, разберемся далее в статье.

Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. О том, как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление можно либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.

Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как она предусматривает освобождение от части обязательных платежей.

По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций, особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.

Правовое регулирование специальных налоговых режимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Однако федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы свой отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.

Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Однако Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

  • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
  • размер налоговых отчислений;
  • условия применения налоговых льгот и т. п.

Так, региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).

Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Поэтому чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.

Таким образом, специальный налоговый режим — это система налогообложения, принципы которой кратко сформулированы в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Понятие и виды специальных налоговых режимов даны в ст. 18 НК РФ. Далее рассмотрим виды спецрежимов, из описания которых станут понятны их суть, функции и задачи.

Далее представим специальные налоговые режимы, общая характеристика будет дана в сводной таблице после перечисления. Итак, полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименование, принятое в нормативных актах и на практике):

  • система налогообложения (для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
  • патентная система налогообложения (ПСН).
Глава НК РФ

Ограничения по применению

Ставка Налоговая база ЕСНХ Гл. 26.1 Обложению подлежит разница между поступлениями и затратами по ставке 6 %. Предусмотрена только для предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, при количестве работников до 300 человек. 6 % Зависит от дохода

Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6 % и для второго — 15 % (по решению региональных властей эти показатели могут быть уменьшены соответственно до 1 и 5 %).

Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12.

6 % или 15 % Зависит от дохода

Плательщик перечисляет 15 % (ставка может быть снижена по решению региональных властей до 7,5 %) с определенного вмененного дохода.

По количеству работников — 100.

В соответствии со ст. 346.26 , определены виды деятельности, на которых она может быть применена (регионы могут расширить список).

15 % Постоянная

Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

Зависит от дохода ПСН Гл. 26.5 ИП покупает патент по установленной в регионе цене на право осуществления определенного вида деятельности. Ставка составляет 6 % от возможного дохода (может быть уменьшена в регионе вплоть до 0). При этом отчетность вообще не составляется, ведется только книга учета доходов и расходов.

Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ (регионы вправе уточнить список).

Системы налогообложения малого бизнеса: на что ориентироваться при выборе?

Субъекту хозяйствования необходимо определится с применяемой системой еще до начала предпринимательской деятельности. Нет ни одной системы налогообложения, выгодной для предпринимательства. Все системы и налоговые режимы выгодны исключительно для государства. Нет преимуществ одной системы налогообложения малого бизнеса перед другой. Существуют только различия между ними. И не существует универсального рецепта по выбору той или иной системы, все зависит от конкретной ситуации (места хозяйствования, видов деятельности, количества наемных работников и т.д.).

В российском действующем законодательстве предусмотрено несколько систем налогообложения малого бизнеса или специальных налоговых режимов:

  • применение ЕНВД — единого налога на вмененный доход;
  • упрощенная система налогообложения с 6% обложением дохода -УСН6;
  • упрощенная система налогообложения с 15% обложением прибыли-УСН15;
  • ТСН-НДС — общая система налогообложения без регистрации плательщика НДС;
  • ТСН+НДС — общая система налогообложения с регистрацией плательщика НДС;
  • применение единого сельскохозяйственного налога (для сельскохозяйственных товаропроизводителей);
  • выполнение соглашений о разделе продукции.
Читайте так же:  Можно ли взыскать с бывшей жены алименты на ребенка, который должен был жить с ней, но живет со мной

При составлении бизнес-плана каждый будущий предприниматель, который станет либо владельцем компании, либо оформит частное предпринимательство, должен разложить каждую из систем налогообложения «по полочкам». Лучше обратиться к специалисту, но можно постараться и самому разобраться во всех хитросплетениях.

Налогообложение предприятий малого бизнеса не так просто, как кажется с первого взгляда.

К примеру, для малого бизнеса, приоритетной деятельностью которого будет выполнение услуг, лучше применить «УСН6», так как основные расходы при таком виде деятельности — это, в основном, расходы по оплате труда и зарплатные налоги. Но, если в той местности, где осуществляется деятельность, при данном виде услуг начинает работать ЕНВД, необходимо определить, при какой системе налоги будут меньше. Если на «упрощенке» выгоднее, а «вмененка» обязательна, то необходимо искать пути ухода от «вмененки». Например, сдать что-нибудь в аренду, так как арендодатели не могут быть на ЕНВД. Или поискать другие способы, которые можно применить для конкретного случая. Список условий для применения ЕНВД и УСН можно найти в законодательной базе Российской Федерации.

Малый бизнес и новая система специальных режимов налогообложения

2013 год принес преобразования в существующую систему налогообложения субъектов малого предпринимательства. Какие изменения произошли в специальных налоговых режимах? Какие новшества требуют особого внимания предпринимателей?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 577-03-76 . Это быстро и бесплатно !

Малый бизнес – один из самых быстро развивающихся и динамичных сегментов экономики. Именно индивидуальным предпринимателям принадлежит большая часть рынка в сфере торговли, бытовых услуг, производства продуктов питания. Многочисленные ИП уже на протяжении многих лет успешно занимаются обеспечением потребностей населения в товарах и бытовом обслуживании. Частные организации малых форм мобильны, мгновенно реагируют на изменения рынка, хорошо адаптируются к новым условиям, однако они же и самая уязвимая часть экономического сообщества. Создание и развитие класса предпринимателей в российских условиях очень зависит от поддержки государства. Одним из шагов по такой поддержке стало создание специальных налоговых режимов.

Налоговые послабления фирмам, занимающимся малым бизнесом, предоставлены в рамках исполнения задач, поставленных федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятым в 1995 г. По этому закону для создания условий, способствующих развитию предпринимательства, малым фирмам снижена налоговая нагрузка и упрощен бухучет.

Налоговый кодекс устанавливает возможность применения специальных налоговых режимов для отдельных категорий организаций и ИП.

Особые налоговые режимы применяются в нескольких случаях:

  1. для сельхозпроизводителей устанавливается специальный порядок налогообложения на основе ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога);
  2. для фирм, соответствующих определенным критериям, — УСН (упрощенная система);
  3. для некоторых видов предпринимательства, установленных законодательством — ЕНВД (единый налог на вмененный доход);
  4. для инвесторов, выполняющих условия соглашения о разделе продукции, — льготное налогообложение;
  5. для ИП, осуществляющих определенную в законе деятельность — работа на основе патента.

[2]

Налоговые льготы для фермеров и инвесторов, разрабатывающих недра, требуют особого рассмотрения. Большинство же предпринимателей работает с использованием «упрощенки», «вмененки» или патента.

«Упрощенка» устанавливается предпринимателям по их желанию, однако не все могут выбрать этот вид налогообложения. Закон устанавливает ограничения для применения УСН:

  • если доход компании за год превышает 15 млн. рублей;
  • если остаточная стоимость активов равна или превышает 100 млн. рублей;
  • если в фирме работает в среднем более 100 человек;
  • если доля участия в предприятии других компаний более 25%;
  • если компания занимается такими видами деятельности, как банковская, инвестиционная, страховая; имеет филиалы; является бюджетной организацией;
  • если фирма производит подакцизную продукцию, работает в сфере добычи полезных ископаемых, занимается игорным бизнесом;
  • если компания перешла на другую систему налогообложения.

Организация, имеющая право применять «упрощенку», может на нее перейти, отправив до конца года заявление в налоговую инспекцию. Тогда приступать к работе по новой системе можно с января следующего года. Новые фирмы могут использовать УСН с момента создания, уведомив налоговую сразу после регистрации (в течение месяца). Если нарушены сроки подачи заявления, фирма теряет свое право на УСН и работает на основе общей системы.

«Упрощенцы» освобождаются от уплаты налогов:

  • на прибыль (или доходы физлиц для ИП);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

Все остальные налоги и обязательные платежи выплачиваются в общем порядке.

До момента подачи заявления на УСН важно определиться с объектом налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы».

В первом случае размер единого налога будет определяться как ставка 6%, умноженная на сумму доходов, полученных фирмой за налоговый год.

Во втором случае ставка налога составляет 15% от разницы годовых доходов и расходов предпринимателя. В различных регионах возможно предоставление пониженных ставок отдельным категориям налогоплательщиков.

ЕНВД применяется только в тех местностях, где это предусмотрено территориальными законодательными актами местных органов власти. Правила применения «вмененки» для всех территорий, где она имеется, одинаковы, но могут иметь свои особенности в каждой конкретной местности. В частности, местные власти могут выбрать, на какие из перечисленных налоговым кодексом направлений деятельности, подпадающих под ЕНВД, будет распространяться использование этого налогового режима на территории их ответственности. На местном уровне устанавливается и корректирующий коэффициент К2, который необходим при расчете налога, в пределах от 0,005 до 1. Тем самым властями предоставляются налоговые послабления по своему усмотрению.

Читайте так же:  Алименты на 4 детей от разных браков

Организация может выплачивать ЕНВД, если она:

  • занимается деятельностью, на которую по налоговому и местному законодательству распространяется «вмененка»;
  • среднее число персонала, работающего на фирме, не выше 100 человек;
  • доля юридических лиц, участвующих в организации, не более 25%;
  • фирма не платит ЕСХН;
  • организация не занимается сдачей в аренду автозаправок.

Плательщики ЕНВД свободны от тех же налогов, что и фирмы на «упрощенке». Но эта льгота касается только тех форм деятельности, по которым разрешено взимание ЕНВД, в случае, если организация занимается несколькими направлениями бизнеса.

Налоговая база на «вмененке» исчисляется по специальной формуле на основе:

  • утвержденной налоговиками базовой доходности каждого вида деятельности;
  • физических показателей;
  • корректировочных коэффициентов К1 и К2;
  • ставки единого налога, равной 15%.

Коэффициент К1 с 2014 года рассчитывается как аналогичный показатель, применявшийся в предыдущем году, умноженный на рассчитанный госстатистикой коэффициент потребительских цен.

Перейти на «вмененку» можно в любой момент, а отказаться от нее по своему желанию — только после завершения текущего года, поставив об этом в известность налоговиков. Если нарушаются основания, по которым организация приобретает право использовать льготную схему налогообложения, то происходит принудительный перевод фирмы на ОСНО. До этого года применение организацией ЕНВД, если она подходила под определение плательщика единого налога, было обязательным. В дальнейшем работать по «вмененке» можно будет до конца 2017 года.

Специальные налоговые режимы в 2014 году претерпели существенные корректировки. В частности это коснулось патентной схемы, которая теперь выделена отдельной статьей из старой «упрощенки» на основе патента.

Применять новую патентную систему могут ИП тех регионов, правительство которых приняло соответствующий закон. При этом предприниматель обязан заниматься такой деятельностью, которая находится в перечне соответствующего налогового закона. Данный список может быть расширен субъектом федерации за счет услуг, относящихся к бытовому обслуживанию.

Дополнительным условием является ограничение численности сотрудников ИП – она не должна быть больше 15 человек.

Для начала работы по патентной системе необходимо за 10 дней подать документы на оформление патента по каждому из направлений своей деятельности и по всем регионам, где будет осуществляться работа ИП.

Базой налога на патенте считается потенциально возможный годовой доход предпринимателя. Этот показатель устанавливается регионами самостоятельно по каждому виду деятельности отдельно, в пределах от 100 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Данные цифры корректируются путем умножения на коэффициент-дефлятор, отражающий изменение потребительских цен, утвержденный на текущий год. На сегодня этот коэффициент принят за единицу. При вычислении базы налога ИП могут учитываться физические показатели его работы. Ставка налога по патенту равна 6%. Учет доходов предпринимателя ведется по каждому патенту отдельно.

В связи с налоговыми изменениями 2014 года многим организациям пришлось переходить на иную систему налогообложения. Кроме того по некоторым специальным режимам изменились условия перехода, сроки и форма уведомления, порядок уменьшения налоговой базы и прочие нюансы. Заинтересованным лицам следует уделить этим новшествам особое внимание.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Применение специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства (стр. 3 из 12)

С введением данных единых налогов номинальная нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджетов должны расти за счет расширения налогооблагаемой базы.

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса

В Налоговом кодексе РФ (часть первая, ст. 18) с 1 января 1999 года было введено понятие «специальный нало­говый режим».

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) систе­мы налогообложения, для ограниченных категорий нало­гоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как цент­ральное звено, и сопутствующее ему ограниченное коли­чество других налогов и сборов, заменить которые еди­ным налогом либо нецелесообразно, либо просто невоз­можно.

Специальный на­логовый режим, по сравнению с общим режимом нало­гообложения, можно рассматривать в качестве особого ме­ханизма налогового регулирования определенных сфер деятельности[28, c. 50].

Специальный налоговый ре­жим следует рассматривать с двух методологических по­зиций: как организационно-финансовую категорию уп­равления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.

[1]

Как организационно-финансовая категория, специ­альный налоговый режим также имеет две субстанции:

— с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости (объективные финансовые отношения) в налоговой форме;

— с другой стороны, — это категория особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах, и управления налоговым про­цессом в строго определенных сферах деятельности (субъективная сущность).

Поскольку объективную сущность специального на­логового режима составляют налоговые отношения, сле­дует определиться в таком вопросе, как функции нало­гов. Наиболее общепризнанными в научной среде счи­таются две функции налогов: фискальная и регулирую­щая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют ре­гулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и объекта исследуемого явления. Таковым выступает специальная систе­ма налогов, определяющих особенности, индивидуаль­ность и общность специальных налоговых режимов.

Как уже отмечалось ранее, общим для всех них является то, что центральное место в объекте специального режима отводится единому налогу. Взимание единого налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограничен­ного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продук­ции, служащей основанием для перевода на специаль­ный налоговый режим, а также в силу особой значимо­сти, специфики и строго целевой направленности на­логов.

К такого рода налоговым платежам следует отне­сти следующие:

— налоги, взимаемые субъектами в качестве налого­вых агентов у источника выплат (в основном налоги на доходы своих работников);

— акцизы на отдельные виды товаров;

— взносы (платежи) на обязательное государствен­ное пенсионное страхование;

— лицензионные и регистрационные сборы;

— налоги, уплачиваемые физическими лицами с лич­ного или иного имущества, не связанного с производ­ством и реализацией базовой продукции;

Читайте так же:  Выплата алиментов в случае, если бывший супруг не работает официально

— другие налоги и сборы, поступающие в целевые бюджетные фонды, непосредственно не связанные с основной деятельностью субъекта.

Все не перечисленные выше налоговые платежи, установленные общим режимом налогообложения, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль (за исключением операций по реализации про­дукции и прибыли или доходов от деятельности, не свя­занной с основной) должны быть учтены в базовой ставке единого налога в размере 70% фактических на­логовых поступлений за год (или в среднем за 3 года), предшествующего переводу на специальный режим.

Та­кие налоги ни в коем случае не должны взиматься в качестве самостоятельных налоговых платежей с пла­тельщиков единого налога. В противном случае, пропа­дает экономический смысл введения специального на­логового режима и единого налога и вряд ли можно ждать от такого механизма желаемой фискальной и ре­гулирующей отдачи[28, c. 51]..

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких базовых требований лежат известные общие принципы налого­обложения — справедливости, эффективности, нейт­ральности и простоты.

Названные основополагающие требования достаточ­но четко реализуются в специальных налоговых режи­мах, базирующихся на использовании единого налога. Именно это и позволяет отделить специальные налого­вые режимы от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, на­правленных на создание условий для минимизации на­логов, зачастую, в нарушение принципов налогообло­жения, в то время как специальный налоговый режим направлен на более полную реализацию этих принци­пов через единый налог в той или иной форме. Он мо­жет предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего — достижение более значимого эконо­мического и фискального эффекта.

Налоговое регулирование в форме специального на­логового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообло­жения, учета и отчетности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реаль­ного снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.

Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложе­ния единым налогом. Объект обложения единым нало­гом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улуч­шение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.

Однако на практике такой ре­гулирующий подход не всегда применим в связи со спе­цификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды пред­принимательской деятельности.

Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы до­ход малого предприятия или натуральный объем про­изведенного продукта другого налогоплательщика.

С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 «Специ­альный налоговый режим» и соответствующие им гла­вы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая):

1. Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог» – с 1.01.2002 г.

2. Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» — с 1.01.2003 г.

3. Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налого на вмененный доход для отдельных видов деятельности» — с 1.01.2003 г.

4. Глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции» — с 1.01.2004 г.

Единый сельскохозяйственный налог и Упрощенная система налогообложения могут применяться субъектами малого бизнеса наряду с общим режимом налогообложения, т. е. переход осуществляется в добровольном порядке, а переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется в обязательном порядке.

2.2. Упрощенная система налогообложения

С 01 января 2003 года вступила в силу Глава 26.2 НК РФ. Она устанавливает новые правила применения упрощенной системы налогообложения (УСНО).

В новой редакции гл.26.2 НК РФ в большей степени по сравнению с ранее действовавшим законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ решаются налоговые проблемы малого бизнеса.

За основу при подготовке гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» был взят Федеральный закон № 222 – ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Сохранилась добровольность перехода.

Гл.26.2 НК РФ была бы еще более востребована и численность организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН, была бы значительно выше, если бы в первоначальной редакции гл.26.2 НК РФ была бы учтена экономическая целесообразность перехода на эту систему налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей.

Преимущество этого налога заключается в том, что он заменяет одним единым налогом уплату основных налогов: налога на прибыль, для индивидуальных предпринимателей — налога на доходы физических лиц, НДС, ЕСН и налога на имущество организаций (или индивидуальных предпринимателей).

Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения представлены в Табл.2

Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения

Налогоплательщик Вид налога, от уплаты которого освобождается налогоплательщик
Организация (юридическое лицо) налог на прибыль организаций
налог на имущество организаций
единый социальный налог
не признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, за исключением подлежащему уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности)
налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)
единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности
единый социальный налог с выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц
не признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, за исключением подлежащему уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Упрощенная система для субъектов малого предпринимательства, введенная с 1 января 2003 г. находится в стадии становления, поэтому в нормативные правовые акты по ее применению часто вносятся изменения и дополнения.

Оптимальные режимы налогообложения для предприятий различных сфер деятельности малого бизнеса

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 06.12.2016 2016-12-06

Статья просмотрена: 306 раз

Библиографическое описание:

Елина И. А., Курмаев Н. А. Оптимальные режимы налогообложения для предприятий различных сфер деятельности малого бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 290-293. — URL https://moluch.ru/archive/130/36120/ (дата обращения: 01.10.2019).

Читайте так же:  Исковое заявление об изменении размера алиментов образец

Оптимальные режимы налогообложения для предприятий различных сфер деятельности малого бизнеса

Елина Ирина Андреевна, магистрант;

Курмаев Никита Александрович, магистрант

Тольяттинский государственный университет

В настоящее время предприниматель может выбрать удобный для своего бизнеса режим налогообложения, который будет соответствовать специфике деятельности. В статье рассмотрены оптимальные системы налогообложения для предприятий различных сфер деятельности малого бизнеса.

Ключевые слова: оптимальные режимы налогообложения, налоги, малый бизнес, общий режим налогообложения, специальный режим налогообложения

Одним из действующих в настоящее время механизмов поддержки бизнеса в России является многовариантность системы налогообложения. Предприниматель может выбрать наиболее удобный для своего бизнеса режим налогообложения, который будет соответствовать специфике его деятельности, позволит максимизировать прибыль и будет наиболее удобным в части формирования необходимой отчетности.

По состоянию на 2016 год Налоговым Кодексом Российской Федерации для российского малого бизнеса предусматривается 5 режимов налогообложения:

1) общий режим налогообложения (далее в тексте — ОРН);

2) специальные режимы налогообложения:

− упрощенная система налогообложения (далее в тексте — УСН)

− патентная система налогообложения (далее в тексте — ПСН)

− единый сельскохозяйственный налог (далее в тексте — ЕСХН)

− единый налог на вмененный доход (далее в тексте — ЕНВД)

Общий режим налогообложения применяется к любому предприятию, которым не был выбран специальный налоговый режим и предполагает уплату налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц своих сотрудников. Кроме того, необходимо уплачивать имущественные налоги. Данный режим не имеет никаких ограничений доступен для применения любому предприятию.

[3]

Специальные налоговые режимы были введены с целью облегчения взаимодействия с налоговой службой и повышению конкуренции в сфере малого предпринимательства в рамках реализации государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Конкурентный рынок сдерживает необоснованный рост цен на продукцию, повышает ее качество и создает стимул для внедрения новых технологий. Возможность применения специальных налоговых режимов положительно влияет и на сокращение теневого бизнеса.

Рассмотрим особенности каждого из перечисленных режимов налогообложения подробнее.

Традиционно ОРН считается самой сложной системой налогообложения для малого предпринимательства. Это связано в первую очередь с высокой налоговой нагрузкой, а также с необходимостью ведения полного налогового учета. Как правило, ОРН выбирается теми, предприятиями, которые не удовлетворяют критериям возможности применения специальных налоговых режимов. Преимуществами данного режима являются полное отсутствие ограничений для применения, большое число учитываемых расходов, а также возможность возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.

УСН могут применять любые предприятия, численность сотрудников в которых не превышает 100 человек, стоимость имущества — 100 млн рублей, доход за год — 60 млн рублей, а доля участия других организаций — 25 %. Данный режим предусматривает уплату единого налога, заменяющего налоги на прибыль (доходы), на имущество и на добавленную стоимость (с некоторыми ограничениями), таким образом, упрощая и уменьшая налоговую нагрузку. К преимуществам УСН можно отнести: возможность выбора объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на расходы), упрощение налогового учета, подача налоговой декларации один раз в год.

Недостатками являются возможность потери права применения, вследствие чего придется восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период применения УСН, а также декларировать и уплачивать те налоги, которые были заменены единым налогом; необходимость постоянно контролировать показатели, ограничивающие применение УСН; сокращенный перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу; обязанность уплатить налог даже в случае получения убытков. Кроме того, применяющие УСН организации не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, т. е. при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) они не должны составлять и выставлять счета-фактуры, что является негативным сигналом для их партнеров, применяющих ОРН, и может привести к потере клиентов.

Таким образом, применение УСН нецелесообразно:

− для убыточных организаций;

− для организаций, планирующих свое развитие (увеличение численности сотрудников, получаемых доходов, стоимости имущества), которое может повлечь превышение установленных ограничений;

− для организаций, клиентам которых важно включение в счет налога на добавленную стоимость;

− для организаций, у которых в структуре расходов преобладают расходы, не учитываемые при УСН.

ЕСХН могут выбрать сельскохозяйственные товаропроизводители, доля дохода от реализации собственной сельскохозяйственной продукции которых составляет не менее 70 %. Он предполагает замену единым налогом налогов на имущество, прибыль (доходы) и добавленную стоимость. Основным недостатком данного режима является то, что применять его может строго очерченный круг предпринимателей, а также необходимость не только вести учет в полном объеме, но и соблюдать отраслевые рекомендации по его ведению. Так же как и при УСН организации, применяющие ЕСХН, не имеют права предъявить к вычету из бюджета НДС, что в силу специфики деятельности зачастую невыгодно. На практике большая часть сельскохозяйственной продукции реализуется производителем по ставке НДС 10 %, а техника и материалы закупаются со ставкой 18 %, то есть уплаченная поставщикам сумма НДС превышает полученную и подлежащую к уплате в бюджет. Таким образом, организация получает право на возмещение НДС. В то же время, при ЕСХН сельхозпроизводитель вынужден платить включенный в цену товара поставщика НДС, не имея права предъявить его к вычету.

Уплата единого налога на вмененный доход также освобождает от уплаты НДС, налога на прибыль (доходы), налога на имущество. Кроме того, организация может уменьшить сумму исчисленного налога не более чем на 50 % на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС (ст. 346.32 НК РФ). Применение ЕНВД предполагает упрощенный налоговый учет, однако в отличие от УСН и ЕСХН, налоговая декларация хотя и носит упрощенный характер, должна предоставляться раз в квартал, а не год. Преимуществом данного режима налогообложения является то, что при определении размера налогооблагаемой базы используются корректирующие коэффициенты, позволяющие учесть влияние различных факторов (сезонности, ассортимента товаров, потребительских цен и т. п.) на размер дохода организации.

Читайте так же:  На каких основаниях можно уйти на больничный во время беременности

С отрицательной стороны ЕНВД характеризует не всегда имеющая экономическое обоснование и соответствие реальным результатам разных видов предпринимательской деятельности базовая доходность. В частности, приравнивание базовой доходности индивидуальных предпринимателей, работающих в малых масштабах и осуществляющих свою деятельность самостоятельно, и более крупных организаций, использующих наемный труд, приводит к неравенству налогообложения и крайне негативно влияет на конкурентные позиции частного предпринимательства. Установление коэффициента К2 органами местного самоуправления в каждом районе не всегда справедливо и создает для одних категорий налогоплательщиков льготные условия, а для других — фактически заградительные, что повышает коррупционность этого процесса и нарушает целостность единого экономического пространства в стране. Величина единого налога не зависит от доходов и расходов малого предприятия, а уменьшение налоговой базы за счет отчислений в страховые фонды невыгодно тем организациям, у которых малая численность сотрудников. Присущи данному режиму и недостатки связанные с возмещениями по НДС.

ПСН могут применять индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность одного из видов, приведенных в законе о применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения того субъекта, на территории которого будет осуществляться данная деятельность. Несомненным плюсом является отсутствие необходимости подавать налоговую декларацию и упрощенный налоговый учет. Предпринимателям, использующим ПСН, могут быть представлены налоговые льготы. В то же время, при утрате права на применение ПСН предприниматель должен заплатить налоги по ОРН за весь период, в котором данное право на патентную систему было потеряно. ПСН не предусматривает уменьшения стоимости патента на величину страховых взносов. Стоит отметить, что патент действует только на территории того субъекта РФ, в котором он был получен. Наиболее существенным недостатком ПСН является большое количество ограничений по его применению.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что многовариантная система налогообложения, имея несомненные плюсы для бизнеса, в то же время создает и определенные сложности, так как требует от предпринимателей четкого понимания различий существующих режимов налогообложения, их особенностей, преимуществ и недостатков. При этом в отношении отдельно взятых видов деятельности эта многовариантность — иллюзорна, так как существующие строгие ограничения практически не оставляют им никакого выбора.

При выборе режима важно провести финансовый анализ и финансовое планирование, учесть все издержки, связанные с осуществлением налогового учета и уплатой налогов по данному режиму. Как правило, применение специальных налоговых режимов представляется для малого бизнеса более привлекательным, чем общего режима. Однако, есть и исключения, связанные со спецификой деятельности и названными ранее недостатками. Нецелесообразно выбирать специальные режимы, есть существует вероятность превышения в процессе деятельности установленных ограничений. Кроме того, при выборе нужно определить и классифицировать все планируемые расходы, для того чтобы выявить тот режим, при котором эти расходы могут наилучшим образом минимизировать налоговую нагрузку.

Индивидуальным предпринимателям следует принять во внимание и то, что с 2015 года для впервые зарегистрировавшихся субъектов малого бизнеса, выбравших УСН или ПСН, могут быть предоставлены налоговые каникулы в соответствии с Федеральным Законом № 477-ФЗ. Конкретные виды деятельности индивидуальных предпринимателей, которые могут облагаться по нулевой ставке, а также нормы при введении налоговых каникул устанавливаются субъектами Российской Федерации. Нарушение установленных требований приведет к лишению права пользоваться налоговой льготой. Налоговые каникулы освободят бизнесмена только от уплаты единого налога на УСН и ПСН, остальные налоги, плательщиком которого он является подлежат к обязательной уплате, то же касается и обязательных страховых взносов.

Повсеместное введение налоговых каникул должно оказать стимулирующее воздействие на развитие малого бизнеса и ряда наиболее приоритетных для экономики России отраслей. При этом решение о вводе налоговых каникул на территории субъекта принимается региональными властями, а сферы экономики, для которых могут быть введены налоговые каникулы составляют не более 10 % от общего числа функционирующих на территории страны индивидуальных предпринимателей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение отметим, что налоговая оптимизация является важнейшей составляющей любого вида бизнеса. Минимизация издержек на уплату налогов и ведение налогового учета напрямую влияет на прибыльность деятельности. Характерной чертой налоговой системы Российской Федерации является наличие как общего, так и специальных режимов налогообложения, каждый из которых обладает своими недостатками и преимуществами. Выбор наиболее подходящего режима является одним из самых важных и сложных направлений развития бизнеса. Для определения оптимального режима каждому представителю малого бизнеса необходимо: подробно изучить все существующие режимы; определить те из них, которые возможны для применения в деятельности конкретной организации; выявить наиболее оптимальный режим, на основе финансового анализа и планирования путем определения налоговой нагрузки. Выбор конкретной системы налогообложения будет зависеть от большого числа различных факторов, начиная от организационно-правовой формы и заканчивая взаимоотношениями с клиентами.

Источники


  1. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.

  2. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.

  3. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.
  4. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.
  5. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.
Малый бизнес и новая система специальных режимов налогообложения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here