Отцовство и материнство

У нас найдете важные данные по теме: "Отцовство и материнство" от профессионалов для людей. Если возникнут вопросы, то можно бес стеснения их задавать дежурному консультанту.

Отцовство и материнство

Изучая данный вопрос, мы обнаружили, что работ по изучению материнства гораздо больше, чем по изучению отцовства. Исходя из данного факта, можно сделать вывод, что многие не считают, что отец оказывает большое и значимое значение на развитие ребенка.

Вообще как материнство, так и отцовство являются составляющими такого феномена как родительство. И если эти два понятия разделили, следовательно, стоит разобраться, в чем их различие.

Одним из первых, кто четко разделил родительское отношение на отцовское и материнское, был Э. Фромм. Материнскую любовь он описал как безусловную по своей природе. Мать любит своего ребенка потому, что он просто есть, что это ее дитя, а не потому, что ребенок выполняет какие-то ее условия, оправдывает какие-то ее надежды и ожидания. Это идеальная материнская любовь, как требует того материнское начало, которое представлено в личности женщины. Любовь отца, напротив основана на определенных условиях, она руководствуется принципом «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, потому что ты исполняешь свой долг, потому что ты похож на меня». В такой «обусловленной» отцовской любви Э. Фромм выделяет как отрицательную, так и положительную стороны. Отрицательная сторона состоит в том, что любовь отца необходимо заслужить, иначе ее можно потерять, не оправдав надежд. В самой природе отцовской любви заложено, что послушание становится главной добродетелью, а непослушание — главным грехом, расплата за который — лишение отцовской любви. Тем важнее положительная ее сторона. Если любовь возникает на определенных условиях, ее можно завоевать, приложив все усилия. В отличие от материнской любви, любовью отца можно управлять [6].

Возникновение потребности у ребенка в отцовской любви Э. Фромм относит к возрасту после шести лет, когда ребенок начинает испытывать потребность в авторитете и руководстве со стороны отца. Функцией последнего становится учить ребенка, направлять его на решение задач, которые ставит перед ним общество.

Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации[9].

Некоторыми учеными отмечается, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках[3].

Многие ученые же предполагают, что принципиальной разницы между отцом и матерью в уходе даже за совсем маленькими детьми нет. Отец может делать это так же хорошо, как и мать, что доказано исследованиями.

Одной из первых исследовательниц, заявивших, что материнского инстинкта не существует, а само материнство является не более чем искусственным изобретением человечества, была Э. Бадинтер [2]. Проведя исторический анализ изменчивости материнского отношения в период с XVII по XX в. в своей книге «Любовь в дополнение: история материнской любви», автор приходит к выводу, что материнский инстинкт — это миф.

Некоторые исследования показали, что в процессе «становления отца» еще в период беременности партнерши в организме мужчины, как и женщины, происходят гормональные изменения. В течение всего периода беременности у мужчины — будущего отца — понижается уровень тестостерона в крови [1].

Эти и многие другие исследования подтверждают, что отец может заботиться о ребенке так же хорошо, как и мать, и что здесь нет никаких генетических различий. Кроме того, во многих исследованиях прослеживается тенденция к увеличению количества отцов, которые принимают самое активное участие в жизни своего ребенка, начиная с момента его рождения.

Установление материнства и отцовства (происхождения) ребенка

Как устанавливается материнство и отцовство (происхождение) ребенка?

Порядок установления материнства

и отцовства ребенка регламентирован Главой10 Семейного Кодекса РФ.

Материнство устанавливается на основании документов , подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинской организации, а в случае рождения ребенка вне медицинской организации на осн овании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Порядок установления отцовства зависит от того состояли ли родители ребенка в браке или нет.

Если отец и мать ребенка состояли в браке между собой, и факт отцовства (материнства) не оспаривается, то отцом ребенка признается супруг матери. В таком случае отец и мать записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них.

Родители (один из родителей) заявляют о рождении ребенка устно или в письменной форме в орган ЗАГС либо направляют заявление о рождении ребенка в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг. Заявление о рождении ребенка, которое направляется в форме электронного документа, подписывается простой электронной подписью заявителя.

Сведения о матери ребенка вносятся в запись акта о рождении ребенка на основании:

медицинского свидетельства о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, в которой происходили роды;

медицинского свидетельства о рождении

, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, — при родах вне медицинской организации;

заявления лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка — при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи.

Сведения об отце ребенка заносятся в запись акта о рождении ребенка на основании свидетельства о браке родителей.

Если ребенок родился в течение трехсот дней с момента расторжения брака (признания брака недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка), то отцом ребенка признается бывший супруг матери, если не будет доказано иное.

В этом случае сведения об отце ребенка заносятся на основании свидетельства о браке родителей (документа, подтверждающего факт государственной регистрации заключения брака), а также документа, подтверждающего факт и время прекращения брака.

Как устанавливается отцовство мужчины, не состоявшего в браке с матерью ребенка?

Если мужчина не состоял в браке с матерью ребенка, то его отцовств о может быть установлено:

путем подачи в органы ЗАГС отцом и матерью ребенка совместного заявления об установлении отцовства отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке на момент рождения ребенка;

путем подачи одним отцом ребенка в органы ЗАГС заявления об установлении отцовства отца ребенка, не состоящего в браке с матерью ребенка на момент рождения ребенка, в случаях, смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав (с согласия органа опеки и попечительства);

решением суда об установлении отцовства или об установлении факта признания отцовства, вступившего в за конную силу.

Как установить отцовство в судебном порядке?

В судебном порядке у становление отцовства производится в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии:

  • совместного заявления родителей;
  • заявления отца ребенка.

Суд также вправе в порядке искового производства установить отцовство по заявлению лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае, когда мать ребенка умерла, признана недееспособной, невозможно установить место ее нахождения либо она лишена родительских прав, если орган опеки и попечительства не дал согласие на установление отцовства этого лица в органе записи актов гражданского состояния только на основании его заявления (ч. 1 п. 4 ст. 48 СК РФ).

Читайте так же:  Как в данном случае поступить с выплатой алиментов

Заявление в суд об установлении отцовства могут подать:

  • один из родителей,
  • опекун (попечитель) ребенка
  • лицо, на иждивении которого находится ребенок,
  • сам ребенок по достижении им совершеннолетия.

[2]

Срок исковой давности по делам об установлении отцовства законом не установлен. Это означает, что отцовство может быть установлено судом в любое время после рождения ребенка. Необходимо учитывать, что установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста 18 лет, допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным, — с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.

При установлении отцовства суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах. Они могут быть получены из:

  • объяснений сторон и третьих лиц,
  • показаний свидетелей,
  • письменных и вещественных доказательств,
  • аудио- и видеозаписей,
  • заключений экспертов.

Одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами является заключение экспертизы по вопросу о происхождении ребенка, проведенной методом «генетической дактилоскопии».

Как установить факт отцовства, если отец ребенка умер?

В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке.

Такой факт может быть установлен судом по правилам особого производства на основании всесторонне проверенных данных, при условии, что не возникает спора о праве.

© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» Все права защищены

Помощь юристов, консультация юристов, представление интересов в суде

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Задать вопрос юристу E-mail:[email protected]

Консультации юристов, представление Ваших интересов в судах г. Москвы, г. Балашихи, г. Щелково, г. Подольска, г. Железнодорожного, г. Ногинска.

Осознанное материнство и отцовство

Когда-то я имел привычку заканчивать свои публичные лекции утверждением, что каждый из нас сам отвечает за то, что происходит в его жизни. Признаюсь, это не добавляло мне популярности у слушателей.

Для многих людей такая ответственность чересчур тяжела. Одну пожилую женщину мои слова обидели до слез. Она после лекции пришла вместе с мужем за кулисы и стала доказывать мне, что не виновата в тех жизненных трагедиях, которые ей довелось пережить, и значит, я должен пересмотреть свои выводы. Я решил, что усугублять чье-либо чувство вины не входит в мои планы. В нашем обществе и без этого принято упиваться виной и обидами. Немного подумав, женщина согласилась со следующей моей формулировкой: мы ответственны за то, что происходит в нашей жизни, когда мы осознаем эту ответственность. Так, человек не может быть виноват в том, что он плохой родитель, если ему не известны вещи, о которых говорилось выше, ведь в этом случае у него попросту нет возможности осознанно перепрограммировать свое поведение.

Вообще говоря, тема родительства крайне мифологизирована. В связи с этим нужно упомянуть о том, что вы не можете быть одинаковыми родителями для всех своих детей. Второй родившийся у вас ребенок — не клон вашего первенца. Когда родился ваш первенец, вы жили иначе и в мире происходили совсем другие события. Я уже рассказывал, как когдато по наивности считал, что различия в характерах моих дочерей обусловлены генами, а не воспитанием. Только потом я понял, что был неправ. Когда родился мой первый ребенок, я заканчивал университет, много работал и пребывал в состоянии полнейшей жизненной неопределенности. Когда родилась моя вторая дочь, я уже состоялся как ученый-исследователь и чувствовал себя гораздо увереннее. У меня появились душевные силы и время на то, чтобы заниматься вторым ребенком, да и своей первой дочерью, которая в то время уже училась ходить, тоже.

Еще один достойный упоминания миф — это то, что ум маленьких детей нужно развивать с помощью различного рода карточек и тому подобных обучающих средств. Майкл Мендицца и Джозеф Чилтон Пирс в своей прекрасной книге «Чудесные родители, чудесный ребенок» показывают: ключом к развитию детского ума является не учеба, а игра [Mendizza and Реагсе 2001]. Ребенок нуждается в том, чтобы родители в игровой форме подстегивали его любопытство и присущее ему от рождения творческое начало.

И конечно, ребенок нуждается в любви и внимании! Исследования нейрофизиолога Мэри Карлсон из Гарвардской медицинской школы показали, что дефицит внимания и телесных прикосновений к детям в сиротских приютах и некоторых детских садах Румынии замедляет их развитие и отрицательно сказывается на поведении. Карлсон наблюдала за шестьюдесятью сиротами в возрасте от нескольких месяцев до трех лет и по анализам слюны определяла наличие кортизола у них в организме. Повышенный уровень этого гормона свидетельствовал о том, что ребенок испытывает стресс, и чем сильнее был стресс, тем более тяжелыми оказывались последствия [Holden 1996]. Подобные же исследования, проведенные Карлсон и другими учеными на обезьянах и крысах, показали тесную связь между телесными прикосновениями, секрецией стрессового гормона кортизола и социальным развитием.

В работах Джеймса Прескотта, бывшего директора Отделения здоровья человека и детского развития

[1]

Национального института здравоохранения, показано, что обезьяны, лишенные в раннем возрасте физического контакта с матерью и социальных контактов с другими обезьянами, становятся буйными социопатами [Prescott 1996, 1990].

Продолжая свои исследования, Прескотт перешел к изучению воспитания детей в различных культурах. Он установил, что те культуры, в которых принято брать детей на руки, носить на груди или на спине целый день и не подавляют их сексуальность, являются миролюбивыми. И наоборот, общества, в которых родители лишают своих детей телесных прикосновений, неизбежно оказываются склонными к насилию. Дело в том, что дефицит физических контактов ведет к так называемым соматосенсорным аффективным расстройствам. Иными словами, лишенные родительской ласки дети не могут понизить уровень стрессовых гормонов в своем организме иначе, чем через внешние проявления агрессии.

Эти открытия проливают свет на причины насилия, столь распространенного в последнее время в США. Наша медицина и педагогика не поощряют физическую близость детей и родителей. Достаточно сослаться на неестественное вмешательство врачей в естественный процесс деторождения, общепринятую практику отдавать младенцев в ясли и советы не откликаться на плач ребенка, чтобы его не «баловать». Подобные методы, якобы основанные на «данных науки», вне всякого сомнения способствуют росту агрессии. С материалами исследования, раскрывающего связь между телесными прикосновениями и уровнем насилия в обществе, можно ознакомиться на вебсайте www.violence.de

Но чем объяснить тот факт, что некоторые из румынских детей-сирот, за которыми наблюдала Мэри Карлсон, несмотря ни на какие выпавшие на их долю лишения, развивались вполне нормально? Откуда берутся эти, как она говорит, «упрямые жизнелюбцы»? У них что, лучшие гены? Думаю, вы уже поняли, что я так не считаю. Скорее всего, биологические родители этих детей все-таки создали для них благоприятные условия до того, как они родились, что дало им явные преимущества в трудный период жизни.

Сказанное выше — урок для приемных родителей. Поймите, если вы усыновили или удочерили ребенка, это не значит, что его жизнь начинается «с чистого листа». Вполне вероятно, что его неблагополучные биологические родители успели внушить ему, что он нежеланен и недостоин любви. Скажите, удастся ли вам помочь ему поверить в себя, если вы не имеете представления о подобном пред- и послеродовом программировании и считаете, что «во всем виноваты гены»?

Читайте так же:  Как оплатить алименты через сбербанк онлайн

Вывод, который должны сделать не только приемные, но и биологические родители, однозначен: судьбу ребенка определяют отнюдь не гены — они ответственны лишь за его потенциал. И для того, чтобы он реализовал свой потенциал в полной мере, необходима среда, которую можете создать только вы!

Обратите внимание — я не призываю родителей читать как можно больше книг о воспитании детей. Мне доводилось встречать людей, знающих о педагогике все, за исключением того, как применить свои знания на практике. Я и сам был таким. Мои знания не оказывали никакого влияния на мою жизнь до тех пор, пока я не взялся за себя как следует. Думать, что ваша жизнь и жизнь ваших детей изменится только от того, что вы прочтете эту книгу, — то же самое, что рассчитывать на таблетки. Ни то, ни другое не заменит ваших собственных усилий. Нельзя чтото изменить, не пытаясь это сделать.

Вот задача, которую я перед вами ставлю: избавьтесь от собственных негативных подсознательных программ и постарайтесь не программировать подсознание своих детей ненужными страхами и верованиями. И самое главное — не становитесь на фаталистическую генетикодетерминистскую точку зрения. Гены — вовсе не камень у вас на шее. Вам под силу измениться самим и помочь реализоваться вашим детям.

Извлеките необходимые уроки из того, что вы узнали о клеточных реакциях развития и защиты, и переключайтесь из состояния защиты в состояние развития при малейшей возможности. Помните, главное в нашей жизни — не дорогие игрушки, престижная школа и высокооплачиваемая работа. Задолго до всяких научных исследований сознательные родители и такие мудрецы, как Джалаледдин Руми, знали, что в первую очередь человеку, будь то грудной младенец или же взрослый, потребна Любовь:

Установление отцовства и материнства

Если не имеется доказательств о противном, при установлении отцовства, биологическое родство матери принимается как не оспариваемое, а при установлении материнства, биологическое родство отца принимается как не оспариваемое. В случаях, когда анализ на установление происхождения ребёнка применяется для идентификации неопознанного трупа, оба родителя считаются как предполагаемые, а не биологические, и для такого вида анализа используется статистический подход, который несколько отличается от стандартного, применяемого при экспертизе спорного отцовства, или материнства, когда ребёнок и биологический родитель живы.

Принципы установления биологического материнства по ДНК такие же, как и при установлении отцовства с той лишь разницей, что сравнение проводится не между предполагаемым отцом и ребёнком, а между предполагаемой матерью и ребёнком и отцовство биологического отца принимается как неоспоримое.

При установлении отцовства (материнства) возможны только три формулировки ответов эксперта:

1. Отцовство (материнство) не исключается (когда наблюдаются общие аллели между предполагаемым родителем и ребёнком по всем проанализированными локусам);
2. Отцовство (материнство) исключается (когда по трем и более из 15 информативных локусов наблюдается несовпадение аллелей между предполагаемым родителем и ребёнком). В этом случае, вероятность отцовства (материнства) будет равна 0%;
3. Неопределенный результат (при наличии несовпадений по одному или двум из 15 информативных локусов; в этих случаях необходимы дополнительные исследования для того, чтоб установить являются ли наблюдаемые несовпадения между предполагаемым родителем и ребёнком результатом мутации, или же отцовство (материнство) предполагаемого родителя исключается).
Любые другие формулировки, такие как, например, «отцовство практически доказано», или «мужчина А является биологическим отцом ребёнка Б», являются не корректными как с научной, так и с юридической точек зрения и использование таких выражений экспертами свидетельствует об их слабой подготовке и низком профессиональном уровне.

В случаях, когда отцовство (материнство) исключить нельзя («неисключение»), эксперт должен предоставить суду значения вероятности биологического отцовства (материнства), а так же значение суммарного индекса отцовства (материнства).

Суммарный индекс отцовства (материнства) показывает, во сколько раз генетические данные более вероятны, при условии того, что предполагаемый родитель, а не любой случайно взятый человек той же самой этнической группы, является биологическим родителем данного ребёнка. Под «случайно взятым человеком» подразумевается человек, который не является родственником предполагаемому родителю.

Вероятность отцовства (материнства) рассчитывается исходя из значения суммарного индекса отцовства (материнства). Так, для достижения вероятности отцовства (материнства) в 99.9% суммарный индекс должен быть не менее 1000. Вероятность отцовства (материнства) может принимать различные значения. При анализе по 15 информативных локусам, вероятность при дуэте, как правило, будет выше 99.9%, а при трио – выше 99.999%. Однако, так как вероятность отцовства это расчётная величина, которая зависит от частот аллелей условно-отцовского (материнскго) происхождения в генотипе ребёнка, она может быть и меньше 99% при неисключении отцовства (материнства), хотя такие случаи крайне редки. Вероятность 100% при неисключении отцовства (материнства) теоретически не достижима.

В случае неопределенного заключения эксперт доложен предоставить суд информацию о том, какова вероятная причина неопределенного заключение и какие анализы, с его точки зрения, будут необходимы для того, чтоб однозначно ответить на вопрос о том исключается, или не исключается биологическое отцовство (материнство) предполагаемого родителя в отношении ребёнка.

Современные генетические лаборатории, как в Российской Федерации, так и в других юрисдикциях, проводят анализы ДНК с целью установления биологического отцовства (материнства) по 16 локусам (15 информативных локусов и один локус, используемый для половой идентификации донора ДНК) и выше (напр. по 20, или же 24 локусам).

Сиблинговый тест

Суммарный индекс полного сиблингово родства показывает, во сколько раз генетические данные более вероятны, при условии того, что исследуемые являются полными сиблнигами, а не полу-сиблигами. Суммарный индекс полу-сиблингово родства показывает, во сколько раз генетические данные более вероятны, при условии того, что исследуемые являются являются полу-сиблингами, чем если бы они не имели общих биологических родителей .

Вероятность полного (или полу-) сиблингового родства рассчитывается исходя из значения суммарного индекса родства. В отличии от анализов на отцовство (материнство) вероятность родства никогда не может быть равной нулю, т.е. этот вид анализа не позволяет полностью исключить исследуемое биологическое родство. Это следует учитывать при анализе других доказательств по делу. Согласно рекомендациям международного генетического сообщества, при вероятности родства меньше 10% предполагаемое родство считается маловероятным, при вероятностях выше 80% родство считается вероятным, а при вероятностях между 10% и 80% сделать заключении о том, вероятно ли исследуемое родство, или нет, не представляется возможным.

Современные генетические лаборатории, как в Российской Федерации, так и в других юрисдикциях, проводят сиблинговые анализы ДНК по 16 локусам и выше (напр. по 20, или же 24 локусам).

При сиблинговом анализе возможны только три формулировки ответов эксперта:

1. Родство маловероятно (при вероятностях родства меньше 10%);
2. Родство вероятно (при вероятностях родства больше 80%);
3. Неопределенный результат (при вероятностях родства между 10% и 80%).

Следует иметь ввиду, что, теоретически, полные сиблинги (т.е. сиблниги, у которых оба биологических родителя являются общими), а тем более полу-сиблинги, могут не иметь ни одного общего аллеля по 16, 20 и даже 24-м генетическим локусам, не смотря на то, что они являются детьми одних и тех же родителей (для сиблингов), или же происходят от одного и того же родителя (для полу-сиблингов). В связи с этим, даже тогда, когда генетические данные свитедельствуют о крайне малой вероятности биологического родства, исследуемые могут, на самом деле, находится в данном биологическом родстве, но из-за особенностей их генома это не очевидно эксперту. Поэтому крайне важно рассматривать доказательства генетической экспертизы в контексте с другими доказательствами по делу. Часто, использование других генетических тестов (например анализ Y хромосомы, или же анализ ДНК по большему количеству локусов) может позволить более точно установить вероятность родства между исследуемыми и в таких случаях необходима консультация эксперта.

Читайте так же:  Раздел квартиры по военной ипотеке при разводе

МАТЕРИНСТВО И ОТЦОВСТВО

Читайте также:

  1. Осознанное материнство и отцовство
  2. Семинар 1. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе.

РОДИТЕЛИ И РОДИТЕЛЬСТВО

Родительство — частный социальный институт, входящий в основной (фундаментальный) институт семьи; состоит из двух разновидностей, или двух частных социальных институтов — материнства и отцовства. Vин­ститута родительства долгая социокультурная эволюция. Его корни ухо­дят в животное прошлое человека. Вовсе не случайно антропологи и со­циологи не смогли обнаружить у животных материнства как социально приобретенной практики и важнейшего социального института. Хотя само материнство на уровне инстинктивных свойств, призванных забо­титься о потомстве, у животных несомненно существует. Позднее в свя­зи с переходом от ранней фазы человеческого стада к более поздней стадии человеческого общества, где за каждым индивидом закрепляется известный круг прав и обязанностей, возникает новый феномен отцов­ства.

У животных размножение — важнейшее средство выжить и приспосо­биться к среде. Чем многочисленнее потомство, тем выше шансы на про­должение рода. Треска мечет до 4 млн икринок и потомство не охраняет. Колюшка откладывает всего 150 икринок, но самец ревностно следит за потомством. Чем выше уровень развития животного, сложнее его морфо­логическая структура и строение мозга, тем меньше по численности у него потомство и тем бережнее к нему отношение. Устрица откладывает до 500 млн яиц в год, из них выживает менее десятка. Горилла рожает дете­ныша 1 раз в 5 лет. Риск потерять единственного наследника в результате нападения хищника, нехватки пищи или болезней очень велик. Поэтому за ним приходится тщательно ухаживать: укрывать своих чад в безопасном месте, переселяться туда, где больше пищи, ухаживать за их шерстью и ко­жей, призывать сородичей на помощь.

Пресмыкающихся трудно назвать заботливыми родителями. Самое большее, что они делают для своего потомства, — подбирают подходящее для инкубации яиц место, где и оставляют кладку. Даже мало-мальски при­личное гнездо сооружают далеко не все — нередко просто отыскивают ямку

или трещину в земле, чужую нору или кучу мусора и, отложив туда яйца, со­вершенно не интересуются дальней­шей их судьбой. Лишь очень немно­гие, например крокодилы и питоны, охраняют свои кладки.

У животных природа поставила эмоции на первой линии защиты бла­гополучия семьи. Они испытывают черные чувства, когда одиноки, боят­ся потерять поддержку, когда утрати­ли близкого или друга, когда семья на­ходится под угрозой.

У высших животных формируется особое явление — материнство, которое у людей получает наивысшее раз­витие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материн­ства позднее возникает новый феномен — отцовство. У него нет биологи­ческих корней. Это целиком социально приобретенное качество. Отец — биологическая необходимость и социальная случайность. Так определяют отца культурологи.

Материнство и отцовство вместе создают еще одно явление родитель-ство, которое по мере развития общества превращается в специальный со­циальный институт.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Появление техники ухода за детьми радикально повлияло на эволюцию обезьян. Усиленная забота о потомстве привела к развитию моторных функ-

Забота о братьях наших меньших нужна нам больше, чем им

ций и условных рефлексов. Вынашивание детенышей с крупным мозгом по­требовало интенсивного потребления кислорода и переноса через плацен­ту значительной энергии. Следствием явилось укрепление скелета и увели­чение мозга.

Таким образом, забота и уход за потомством не в меньшей степени по­влияли на процесс превращения обезьяны в человека, чем возникновение орудий труда и «приручение» огня. Вынашивание потомства — самый ран­ний этап социализации, который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном итоге, уход за детьми, постепенно перерос­ший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллек­туальное и социальное развитие.

Можно выразиться сильнее — институт родительства становится прио­ритетным и даже более важным, нежели институт семьи и брака.

Основная забота научить ребенка необходимым знаниям на протяжении 2—3 млн лет лежала только на родителях и ближайшем окружении, которое в первобытном обществе представляло собой круг кровных родственников. Много позже, а именно 100-200 лет назад, функцию обучения, а затем взра­щивания и воспитания в человеческом обществе берут на себя специали­зированные институты, в частности школа. А круг оставшихся у института родительства функций между тем заметно сужается.

В пределах человеческой истории на удлинение детства серьезно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требу­ет наименьшего времени обучения. Переход от потребления пищи к ее хра­нению увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потре­бовал еще большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от успехов обу­чения.

Рис. 12. Чем сложнее становится общество, тем продолжительнее период детства

Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появление мо­ногамии s устойчивого брачного союза самца и самки на период выращива­ния хотя бы одного выводка вызвано было тем, что самка в одиночку не мог­ла сохранить потомство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, пе­редавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница — воз­никновение института отцовства и на его основе — формирование инсти­тута родительства. Завершилась история инстинктов, началась история ин­ститутов.

Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как ис­торически первая его форма относится не к сфере производства, как мы при­выкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивает вы­нашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологиче­ский уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу двух важнейших периодов жизни людей: детства периода первичного обу­чения и социализации (рис. 12), старости завершающего этапа жизни, периода наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта.

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 1377 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Отцовство и материнство с точки зрения гештальт-терапии

Отцовство и материнство с точки зрения гештальт-терапии.

Автор : Наталия Кедрова

Тему отношения детей и родителей в психологии начал психоанализ. В литературе это началось гораздо раньше — у Эсхила, Шекспира, Гюго, Достоевского-Толстого-Тургенева. Там все больше про отцовство было до 20 века, потом и про материнство стали писать и исследовать.

И вот если верить психоанализу, то новые отношения детей и родителей начались с двух первых табу: с договоренности, что выросшие дети не будут убивать и съедать ослабевших родителей, будут всю жизнь воспринимать их как родителей. А родители не будут соблазнять детей и заниматься с ними сексом, про убийство и съедение детей ничего не говорилось. И этих договоренности цивилизация старается сохранять: все убийства и инцесты держатся в тайне или облекаются в приличную форму. Но тем не менее сомнения в том, что эти договоренности будут выполняться заставляют тревожится и детей и родителей и с беспокойством друг к другу приглядываться: не съест ли? Не меня, так мое время? Мои силы? Мои деньги? Не использует ли? Не сексуально, так еще как-то.

В первой половине 20 века основной фигурой исследования родительствования была фигура отца, которая воплощала требования и ожидания социума в обмен на ресурсы выживания. После того как отец дискредитировал себя в мировых войнах, не сохранив свои семьи, основной фигурой для исследования родительствования стала мать, которая лучше могла обеспечить выживание ребенка. И во второй половине 20 века родительствование свелось к материнству, до невозможности идеализированному, но затем приближённому к реальности Винникотом благодаря понятию «достаточно хорошей матери».

Гештальт-терапия рассматривает отношения в перспективе контакта, творческого приспособления и (добавлю от себя) — со-настройки, со-гласования, со-творчества. То есть отцовство и материнство — это складывающиеся я-ты отношения между ребенком с его нуждами и возбуждениями и взрослым с его нуждами и тевозбуждениями. И эти я-ты отношения разворачиваются в определенном культурно-историческом поле и поддерживается биологическими программами.

Читайте так же:  Как изменить решение суда по иску об алиментах

Мы можем выразить эти отношения через некоторые «я-ты послания». На учебных семинарах по детской и семейной специализациях мы отобрали по 4 таких высказывания, которые описывают основную суть и основные различия отцовства и материнства. Вот эти фразы. Они содержат в себе обнаружение и признание другого, ожидания и собственную ответственность.

Мы выделили такие общие качества родительствования — ответственность за выживание и готовность делиться ресурсами (временем, силами и пр), что задается биологическими законами, и отношения взаимной принадлежности (ты — мой ребенок, я твой родитель, мы имеем права друг на друга), что задается в большей степени социально-культурным полем — на что именно мы можем претендовать и где проходит граница между семейным и личным.

[3]

Достаточно хорошая мать реализуется в таких «я-ты посланиях» , которые описывают, как ребенок присутствует в мире каждого родителя.

Хорошо, что ты у меня есть. ( я замечаю тебя, признаю, радуюсь тебе, улыбаюсь, твое присутствие важно для меня, ты вызываешь доброжелательное внимание)
Мне важно, чтобы у тебя все было хорошо (я внимательна к твоему состоянию, беру ответственность за твой комфорт)
Когда ты в чем-то нуждаешься, обратись ко мне и я постараюсь понять тебя и помочь ( я буду внимательна к твоим сигналам и желаниям, я буду доступна для твоих обращений ко мне).
Я буду рядом, даже если ты не чувствуешь меня ( я беру ответственность за свое присутствие в твоей жизни).
Достаточно хороший отец реализуется в таких «я-ты посланиях»:

Хорошо, что ты мой. ( я признаю наше родство, готов делить ответственность за
Мне важно, чтобы ты вырос достойным компетентными человеком. (Мне важны твои достижения и компетенции, я беру на себя ответственность за твое будущее).
Если ты будешь делать что-то толковое, я буду поддерживать тебя. (Я внимателен к твоим достижениям, я отвечаю за социальную оценку твоих усилий)
Иногда я буду рядом, а иногда я буду заниматься своими делами. (Я отвечаю не только за тебя, но и за другие события в мире. Ты — только часть этого мира).
Когда ребенок воспринимает, узнает эти послания, он переживает свою узнанность в своих состояниях данного момента и узнанность в своей интенции к контакту и к росту. Он получает опыт любви и уважения. В его ситуации развития достаточно ресурсов поддержки для риска и встречи с неопределенностью. Хорошо, что ты есть — дает энергию и силу жить, ребенок узнает себя в своих возбуждениях и контактах, узнает другого в его любви. Хорошо, что ты мой — дает чувство принадлежности и защищенности, ребенок узнает себя своей ценности. Этот опыт — прививка от токсического стыда.

Эти послания вместе создают сбалансированную временную систему координат, того, что происходит в данный момент времени, и того, что будет происходить в будущем, задавая вектор роста для ребенка: ты — тот кто ты есть и ты — тот, кем ты будешь. Так же это задает «пространственное равновесие: ты — сам и ты — в отношениях с другими. Эти «послания» адресованы ребенку и проявляются в непосредственным поведении родителей при взаимодействии с ребенком, в способе присутствия в отношениях, в организации его жизненного пространства. Ребенок может воспринять и интегрировать обе позиции (я есть и я связан с другими, я важен для мира сам по себе и я должен делать что-то нужное) без внутренних противоречий, если родители уважают и принимают различия в своих отношениях и ответственностях.

Разные аспекты отцовства или материнства могут быть не проявлены или не восприняты в контакте и не доступны для переживания и ассимиляции ребенком.

Когда мы делаем эти упражнения на занятиях, люди всегда оказываются сильно затронуты ими, но по-разному. Встреча с материнской позицией вызывает у людей много волнения и тепла, а так же разных эмоций от нежности и радости до обид и грусти. Отцовская же позиция вызывает много раздражения, возмущения, злости и стыда. Похоже, что отцовская позиция имеет сильную негативную окраску и отвергается семьями, а у материнской — много власти. Многие «узнают» эти послания, хотя никогда не слышали их в словах своих родителей и сами не проговаривали их буквально. Такое упражнение позволяет сделать присутствие и отсутствие более осознанным.

Беседа на тему «Материнство и отцовство»

Елена Чиж
Беседа на тему «Материнство и отцовство»

Задачи: 1. Раскрыть понятия «материнство» и «отцовство».

2. Формировать положительный настрой на семью, помочь осознать ценность семьи.

3. Развивать мышление, память.

Оборудование: книга В. Белова «Лад», бумага, ручки по количеству участников, семейные фото участников занятия.

Словарная работа: большуха.

Ход занятия

:

1. Введение в тему. Зачем люди создают семьи?

Воспитатель читает стихотворение:

Любят тебя без особых причин,

За то, что ты – дочка,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож,

И эта любовь до конца твоих дней,

Останется тайной опорой твоей.

— Что является опорой в жизни каждого человека? (семья)

Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети. Старшие члены семьи – бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться, и о нем тоже никто не проявляет заботы. Семья объединяет людей, которые являются кровными родственниками (мать и дети, сестры и братья) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). Члены семьи ведут общее хозяйство, живут в одном доме или квартире, объединяют свои доходы и расходуют их сообща. Они вместе воспитывают детей, проводят свое свободное время. Основой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о детях и стариках.

Но главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющее ее членов. Недаром есть много пословиц и поговорок о семье, о семейном ладе. Например: «На что и клад, коли в семье лад». А знаете ли вы пословицы и поговорки о семье? (ответы детей)

— Любовь да совет, так и горя нет.

— Вся семья вместе, так и душа на месте.

— Семья крепка ладом.

— В семье согласно, так идет дело прекрасно.

— В хорошей семье хорошие дети растут. — Везде хорошо, но дома лучше.

— Вся семья вместе, так и душа на месте.

— Не будет добра, коли в семье вражда.

— При солнышке тепло, при матери добро.

— Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

— Семьей дорожить — счастливым быть.

— Семья в куче, не страшна и туча.

— Семья сильна, когда над ней крыша одна.

— Согласие да лад — в семье клад.

— У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

— Человек без семьи, что дерево без плодов.

2. Путешествие в прошлое. Чтение отрывка из книги «Лад» В. Белова.

«В 18 веке бобыль, бродяга, шатун, человек без семьи считался обиженным судьбою и Богом. Семья скреплялась наибольшим авторитетом. Таким авторитетом был наделен глава семьи – дед, или один из сыновей – большуха, то есть главенство принадлежало мужчине, отцу, родителю. Все руководство домашним хозяйством держала в руках большуха – женщина, жена и мать. Она ведала ключами от всего дома, вела учет всем запасам. Весь скот находился под присмотром большухи. Под ее надзором было питание семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, баня и т. д. Дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что – то полезное».

Читайте так же:  Как бывшего мужа привлечь к ответственности за неуплату алиментов

Вопросы участникам занятия?

— Сравните сегодняшний уклад семьи с тем, который описал писатель В. Белов. Расскажите, какие события детства сохранились в вашей памяти? Какие звуки, запахи дома вы запомнили?

— Объясните смысл пословицы «Вся семья вместе, так и душа на месте».

3. Упражнение «Составь портрет».

— Семья является единственным и незаменимым пространством, в котором ребенок может развиваться, созревать и постепенно становиться взрослым.

Кроме того, это среда, в которой ребенок проживает большую часть своего детства. В основе семьи лежит любовь всех членов семьи друг к другу. Но есть два особенных человека, которые кладут начало семье, растят вас, учат, оберегают от всех невзгод. К ним вы бежите со своими первыми радостями и горестями. От них вы ждете мудрого совета в трудной жизненной ситуации. По их примеру вы строите свои семьи. Это – Мать и Отец.

Предлагаю вам два больших листа бумаги. На одном написан заголовок – МАМА, на другом – ПАПА. Участники занятия вписывают на соответствующем листе те черты характера и особенности, которыми, по их мнению, должны обладать мама и папа. Каждый выражает собственное мнение. По окончании работы читают вслух полученный результат.

4. Сообщение «Материнство и отцовство».

Одна из главных миссий семьи — обеспечивать каждому члену семьи защиту и заботу. Если же семья не выполняет своих главных функций, то это всегда означает опасность. В современном обществе мать и отец обладают равными правами и совместно пользуются своей родительской властью.

Современная семья чаще всего состоит лишь из родителей (или одного из них) и одного или нескольких детей. Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой любви является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Каждая молодая пара начинает рассуждать о том, иметь или не иметь ей ребенка, спорят. В идеале материнство и отцовство осознанно планируется и решение бывает принято со всей ответственностью. Противоположность такой ситуации — незапланированная, нежеланная беременность, которая может привести к множеству последствий. Нежеланная беременность может окончиться выкидышем, но будет ли женщина в состоянии еще когда-нибудь выносить здорового малыша? Неожиданная, нежеланная беременность очень часто скрывается, иногда о ней не знает и сама женщина, которая во время беременности ведет себя так, что может навредить ребенку еще до его появления на свет. И хотя нежеланная беременность может окончиться рождением здорового малыша, родители не всегда способны его воспитывать.

Можно выявить три основные ситуации неудачных отцовства и материнства: родители не могут заботиться о ребенке, не умеют это делать или же не хотят. Типичный пример — молодые люди, эмоционально незрелые и не готовые исполнять роль родителей. Такие матери бывают нетерпеливыми, раздражительными, не способными на глубокое чувство и любовь к ребенку. Они не могут заботиться о ребенке, не умеют этого делать или не хотят.

Наиболее серьезна для ребенка ситуация, когда родители разочарованы рождением ребенка-инвалида, от того, что не сбылись ожидания и т. п. Родители теряют к нему интерес. Отношение к нему меняется на враждебное, ребенка могут обижать, игнорировать или даже тиранить.

Заботе о ребенке мешает и поведение взрослых (к примеру, употребляющих наркотики, алкоголь).

Родители старшего возраста (материнство после 35 лет, отцовство в 45—50 лет) тоже входят в группу риска, особенно если речь идет о первом ребенке. Такие родители очень внимательно наблюдают за развитием ребенка, ребенок ограничен в активности, потому что родители опасаются, что он навредит себе.

Фактор риска — это и неполное отцовство или материнство. В подавляющем большинстве случаев отсутствует отец. Это относится не только к детям, оставшимся у одного из родителей после развода: сейчас увеличивается количество матерей, которые сознательно отказываются от создания брачного союза, даже скрывают от отца факт рождения ребенка, полагая, что влияние отца помешало бы им воспитывать ребенка так, как они хотят. Ребенок — мальчик лишен возможности перенять навыки поведения, которые способен получить тогда, когда в семье присутствует отец.

Мужчины чаще всего боятся стать родителями. Женщины считают, что мужчины не хотят брать на себя ответственность. А рождение ребенка и впрямь – ответственность, которая должна делиться на двоих. Социологи провели исследование, что для мужчин мотивом стать родителем является забота о продолжении рода, а для женщин – создание семьи. Почти все женщины, ставшие матерями осознанно, соглашаются с тем, что их жизнь с появлением малыша становится полноценной, счастливой. У женщин в коре головного мозга есть особый механизм, который позволяет им слышать свое дитя даже во время сна и просыпается от незначительного шевеления ребенка, не говоря уже о плаче.

А мужчины? Они становятся ответственнее. На самом деле некоторых мужчин надо учить искусству отцовства. Отца надо привлекать к активному участию в жизни ребенка. Муж должен ухаживать за ребенком не хуже, чем жена. Чем больше мужчина будет общаться со своим ребенком, тем сильнее будет развиваться это чувство, а ребенок будет иметь в жизни надежную опору, авторитет и духовное развитие.

4. Фотовыставка «Моя семья». Актуализация знаний.

Воспитатель: — Сегодня у нас организована фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию подходит к фотографии своей семьи, рассказывает, кто изображен).

Вопросы участникам занятия:

— Что такое семья? Как она возникает? – Чем все семьи похожи? – Что отличает одну семью от других? – Что семья дает человеку? – Нужна ли семья ребенку? Для чего? – Какие бывают семьи? – Какие фильмы о семье тебе приходилось видеть? – Какие книги ты читал о взаимоотношениях в семье? – От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где всем тепло и уютно? – Как распределить домашние обязанности в семье? – Каким бы вы хотели видеть своего мужа?

Дорогие ребята, я хотела бы, чтобы у вас в будущем была крепкая и дружная семья, основой которой были бы любовь и взаимопонимание, доверие и надежность!

Интерактивная игра: «Найди лишний предмет» Вашему вниманию представлена развивающая игра, которая рассчитана на детей 2-3 лет. Ребёнок в данной игре может познакомиться с основными.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Стихотворение «Мы сидели на кухне…» Мы сидели на кухне, и дочка мояМне сказала, шутя, между делом:«Вот, проводим опрос на предмет бытия –Ты бы бабушкой стать захотела?»«Я.

Источники


  1. Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.

  2. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.

  3. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
  4. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
Отцовство и материнство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here